или
«ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ»
в сфере современного образовательного процесса обучения иностранным языкам
Напомним, что с 1 сентября 2015 г. изучение второго иностранного языка стало обязательным во всех российских школах! Переход на стандарт обучения, в котором второй иностранный язык является обязательным элементом, безусловно, является очень неоднозначным и в то же время, с нашей точки зрения...
____________ЯРКИЕ ЦИТАТЫ
|
"Наиболее распространённая и первая «невозвратная точка» в процессе обучения иностранного языка проходит незаметно в возрасте примерно 9 лет.." * * * Хотите успеха в изучении иностранных языков, НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА СЛУЧАЙНОСТЬ ни на каком из этапов языкового образования…" _________________________________________________________ |
или
«ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ»
в сфере современного образовательного процесса обучения иностранным языкам
Напомним, что с 1 сентября 2015 г. изучение второго иностранного языка стало обязательным во всех российских школах! Переход на стандарт обучения, в котором второй иностранный язык является обязательным элементом, безусловно, является очень неоднозначным и в то же время с нашей точки зрения, абсолютно закономерным решением.
Решение важных для общества задач таких, как развитие современной науки, медицины, конструирование новых машин и приборов, опирающейся на высокие технологии и «последнее слово» техники невозможно без тесного и кропотливого взаимодействия специалистов ведущих мировых университетов друг с другом. При отсутствии коммуникативной интеграции специалистов бессмыслен для нашей страны будет Сколковский и любые другие, подобные ему инновационные центры.
Цитата из нашей статьи «ЯЗЫК НА БЛЮДЕЧКЕ»:
|
|
«Это – знания (второго иностранного языка – прим. авт.), которые требуются уже сейчас в дополнение к английскому языку для успешного развития в выбранной профессиональной сфере и дальнейшей деловой интеграции.»
|
Разумеется, что фактически революционное решение для абсолютного большинства наших сограждан, не могло не породить множество противоречивых дискуссий, жарких споров и популистических заявлений. Безусловно, на стороне чиновников есть логика, которая отвечает потребностям завтрашнего дня.
ВЫДЕРЖКА ИЗ ПИСЬМА МИНОБРАЗОВАНИЯ:
«Практика показывает, что второй иностранный язык усваивается быстрее и легче, если первый выступает для него в качестве опоры. Для этого владение первым иностранным должно быть достаточно прочным...»
Понятна, также настороженность и серьёзная озабоченность ответственных Родителей, с другой стороны, многие из которых находятся в панике. «Дети один иностранный язык выучить не могут, а теперь надо выучить два. Не выйдет ли так, что дети будут учить два языка и стараться, как лучше, а получаться будет, как всегда, т.е. дети вообще на серьёзном уровне не смогут выучить ни одного иностранного языка?..», - задаются вопросами Родители.
Следует признать, что в сфере языкового обучения проблема НЕСОВПАДЕНИЯ ОЖИДАНИЙ И РЕАЛЬНОСТИ действительно существует. Часто контраст между лучшими ОЖИДАНИЯМИ и тем, что не хочется, но к горькому сожалению, приходиться признавать скорбной РЕАЛЬНОСТЬЮ оказывается настолько разительным, что насторожённость Родителей вполне объяснима.
Как говорили древние, «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку» («Quod licet Jovi non licet bovi», - лат.). Следовательно, Родители (абсолютное большинство Родителей), обязаны занимать более ответственную и серьёзную позицию, связанную с образованием своих ДЕТЕЙ.
Общеизвестно, что активными участниками образовательного и педагогического процесса являются: РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ и ДЕТИ. Как правило, начинают этот процесс РОДИТЕЛИ, продолжают ПЕДАГОГИ, а заканчивают – наши ДЕТИ…
Часто для Родителей процесс обучения иностранным языкам связан с неминуемым выбором между тремя основными критериями. Это: «удобство», «стоимость» и «результат». Разумеется, есть ещё и другие критерии, например, это мнение самих Детей, которое конечно же очень важно для Родителей, но не всегда и не все Родители могут принять их во внимание в силу различных причин и обстоятельств.
Итак, наблюдения показывают, что для Родителей разных возрастных работ определяющими являются следующие критерии (см. Таблица 1):
Для самих же учащихся, критерии будут иные, и с возрастом эти различия будут сильнее:
Результирующая матрица совокупных критериев будет выглядеть следующим образом:
Основной вывод: Если Родители не смогут привить своим Детям желание учиться ещё в начальной школе, то и за 2 года до окончания школы, они вряд ли что-то смогут исправить, а их Дети и дальше будут идти по пути «комфорта».
Ниже приведена взаимосвязь возрастной группы и сложности проводимых занятий в АНО ОЦ "БРИДЖ" (см. таблицу 5):
Где:
«S + B» – уровни Starter & Beginner,
«E» – уровень Elementary,
«Pre – I» – уровень Pre-Intermediate,
«I» - уровень Intermediate,
«U – I» – уровень Upper-Intermediate,
«B/A» – уровни Advanced, BISNESS.
Результат подобного процесса обучения приведён ниже (см. таблица 6):
К сожалению, существующая в общеобразовательных учреждениях система оценок, как ориентиров не позволяет ни Родителям, ни учащимся вовремя опомниться и сделать нужные коррективы. В итоге результаты получаются более, чем грустные…
Для того чтобы не быть голословными в утверждениях, перейдём к простому математическому языку убеждений. «Статистика знает всё» - утверждали советские писатели Ильф и Петров в своём знаменитом романе «Двенадцать стульев» и продолжали: «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..».
Раз статистика знает всё, зададимся простыми, но качественными распределениями основных потоков учащихся, соответствующих нашим многолетним наблюдениям.
Другими словами, рассмотрим образовательный процесс подробнее:
- на сегодняшний день, примерно ~ 50% всех изучающих английский язык в том или ином виде начинают обучение в возрасте от 5 до 7 лет, в возрасте до 9 лет - английским уже занимаются практически 75% обучающихся (+25%), в возрасте до 14 лет английский учат уже более 87,5% детей (+12,5%) и примерно к 17 годам в процесс обучения в том или ином виде было втянуто более 94% от всех детей (+6,25%);
Возраст: |
Начало процесса обучения |
Общая доля обучающихся |
до 7 лет |
50% |
50% |
до 9 лет |
+ 25% |
75% |
до 14 лет |
+ 12,5% |
88% |
до 17 лет |
+ 6,25% |
94% |
- зададимся кратной вероятностью распределения основных приоритетов «УДОБСТВО», «СТОИМОСТЬ» и «РЕЗУЛЬТАТЫ» по местам (1 место – порядка 50%, второе – 25%, третье – около 12,5%) согласно зависимостям Шухарта.
1) Другие приоритеты для упрощения анализа не приведены во внимание
в виду их малой корреляции результатов.
После пересчета (перемножения вероятностей и суммирования «набегающего» результата) получим QFD (см. таблицу 8):
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
1) Из 10 (десяти) человек менее 2 (двух) гарантировано будут знать иностранный язык в совершенстве (вероятность - 16,63%).
2) 3 (три) человека из 10 (десяти, которые учили язык) вообще и никогда не смогут освоить иностранный язык, даже во взрослом возрасте (вероятность - 34,93%).
3) И примерно за 5 (пять) человек из 10 (десяти) человек невозможно дать каких-либо гарантий, т.е. результат будет случайным (вероятность - 48,44%).
ЛОКАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ:
1) 70% знаний людей, в совершенстве владеющих иностранным языком приобретаются в возрасте от 10 и примерно до 17 лет, но к восприятию этих знаний обучающиеся должны быть хорошо готовы.
2) Наиболее распространённая и первая «невозвратная точка» в процессе обучения иностранного языка проходит незаметно в возрасте примерно 9 лет (поверьте, упустив процесс обучения в этом возрасте, в дальнейшем для достижения достойного результата придётся прикладывать титанические усилия).
Запомните – успех никогда не бывает случайным! Это крылатые слова человека, знавшего не по наслышкам, что такое успех… Успех для него, был связан с тяжелой работой, настойчивостью, обучением, изучением, жертвоприношением и любовью, к тому, что он делал или учился делать.
Хотите успеха в изучении иностранных языков, не надейтесь на случайность ни на каком из этапов языкового образования…
АНО ОЦ «БРИДЖ»